?

Log in

No account? Create an account

Патара

Позволю себе чуток рекламы одного из живописнейших и богатых на историко-архитектурные памятиники поселений Арцаха - селение Патара (Птрецик). Текст из книги Шагена Мкртчяна "Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха":

Эти транскрибированные синонимические названия происходят от слова патер (стены), по-видимому, в связи с тем, что в прошлом поселение было огорожено крепостными стенами. Деревня Птрецик одно из старинных поселений Арцах-Карабаха, с богатой и древней историей. Расположена она у левого берега одноименной речки и окружена сплошной зеленой зоной. Умеренный климат, великолепный воздух, студеные источники, леса, богатые съедобными травами, альпийские луга, плодовые и, в особенности, ореховые деревья... Среди всего этого крупные монастырские комплексы, поселения, древние кладбища, сотни хачкаров, полуразрушенные и хорошо сохранившиеся церкви, часовни, крепости-цитадели... Вот всего лишь неполный перечень памятников, которыми по правду гордятся жители Птрецика.

МОНАСТЫРЬ ОХТЫ ЕХЦИ

От села Птрецик дорога, длиною в 7 — 8 км ведет наверх, где. на холме среди деревьев расположен монастырь Охты ехци (семь церквей). Сохранился ряд зданий комплекса, шесть из которых примыкают друг к другу, хотя имеют отдельные входы и окна, а остальные три построены в их окрестностях. Кроме них заметны остатки еще четырех сооружений. Таким образом, комплекс состоит из 13 культовых и светских зданий. Все они находятся в полуразрушенном состоянии, обрушены кровля и часть стен. Все здания однонефные, со сводчатым перекрытием залы. Построены из грубоотесанных камней.
Несмотря на то, что в архитектурно-художественном аспекте комплекс не представляет особого интереса, однако благодаря своему местонахождению и гармоничному созвучию с окружающей природой, монастырский.ансамбль оставляет внушительное впечатление. Комплекс при этом отличается своеобразным объемно-пространственным решением, а именно, интересной группировкой зданий. Как видно из генплана, основные сооружения довольно удачно расположены вокруг общей площади. Фасадами и окнами все они обращены во двор. Вдоль них расставлены хачкары — что еще больше подчеркивает выразительность монастыря. Фактически, двор превратился в своеобразную галерею хачкаров под открытым небом. В монастырском комплексе привлекают внимание также церкви с прямоугольными в плане алтарными апсидами. Подобные церкви не единичны. Аналоги их можно встретить и в других районах края. Церкви с прямоугольным алтарем были весьма распространены и приняты в армянском культовом зодчестве (начиная с эпохи раннего средневековья по XX в.). Об этом свидетельствуют многочисленные сохранившиеся церкви в Арцахе, в соседнем с ним Сюнике и других провинциях центральной Армении.

Монастырь Охты Ехци примечателен также своими эпиграфическими надписями, хачкарами с изображениями людей и облаченных в доспехи всадников, двумя обширными поселениями, раскинувшимися вокруг монастыря, большими кладбищами. Надписи свидетельствуют о том, что монастырский комплекс с поселениями был построен в XII — XIII вв. Хачкары датируются 1156, 1165, 1193, 1216 гг. и последующими веками (12 эпиграфических надписей изданы). Покрыты они тонкой ажурной резьбой и по искусству исполнения соотносятся с хаченскими хачкарами. Надпись на одном из хачкаров мавзолея, расположенного в северной части комплекса, гласит: «В лето 607 (1158 г.) Я, Смпат, сын Васака, воздвиг сей крест в память о сыне моем Давтоне, который переместился ко Христу во цвете лет»1.
_______________
1 Карапетян С. Историко-архитектурные памятники речной долины Птрецик по нововыявленным надписям, «Лрабер», АН Арм. ССР, Ереван, 1984, с. 86.

Хачкар из белого камня (размеры 1,1 х х 0,65 м), рядом с которым в стену были вставлены и другие, ныне разбросанные вокруг церкви, стелы с полустертыми надписями и рельефами на религиозную и светскую тематику.

ЦЕРА НААТАК

От монастыря Охты ехци тропинка ведет через лес, затем сворачивает к востоку и доходит до древнего поселения, называемого Цера Наатак. Небольшая церковь, построенная на мысообразном возвышении, занимает господствующее положение над окружением. Это зальная базилика, построенная из простого необработанного камня. Из-за неудобства рельефа — вход расположен в центральной части южной стены. Здесь так же, как в монастыре Охты Ехци, хоран-алтарь имеет прямоугольную конфигурацию. Согласно надписи на тимпане портала, церковь построена в 1326 г. Строительная надпись в 8 строк сообщает, что храм построен во время господства князя Смбата по заказу царя Мхитара. Кстати, имя князя Смбата встречается также в надписях хачкаров Охты Ехци. В южной части храма находятся развалины притвора-гавита. На территории церкви и в ее окрестности сохранилось более 200 хачкаров IX— XIII вв. Надпись на одном из них свидетельствует, что часовню построил некий Ованна. Собрание хачкаров Цера Наатака по разнообразию и численности уступает только хачкарам кладбищ Джуги (Нахичеванская АССР) и Норадуза (бассейн озера Севан). К сожалению, однако, последние не только не изучены, но и не учтены.

ОЦКАНВАНК

Среди памятников долины реки Птрецик особое место занимает монастырь Оцкан. Чтобы дойти до него, надо преодолеть трудности, связанные с бездорожьем. «Путешествие» по маршруту Птрецик— монастырь Оцкан по узкой тропинке в 7 — 8 км, особенно когда дело происходит осенью, доставляет огромное удовольствие и дает возможность увидеть природу в ее первозданной красе.

Действительно, на редкость удачен выбор места монастыря Оцкан. Он находится в лесу среди редких пород деревьев, на вершине покрытого мхом скалы.

Монастырский комплекс состоит из церкви, нескольких разрушенных строений, древнего кладбища. Хорошо, без повреждений сохранившаяся церковь — однонефная, со сводчатым перекрытием базилика. В северной части молельного зала находятся два неодинаковых придела. Церковь, как и другие культовые сооружения Птрецика, построена из необработанного камня.
Вход с запада, два окна смотрят на восток, а одно — на север. В стенах четыре ниши. Эпиграфические надписи на отесанных плитах и хачкарах, вставленных в стены храма, испорчены и полустерты. К счастью, упоминаемые имена знакомы — Арзу Хатун и Смпат. Арзу Хатун была женой Вахтанга, князя Верхнего Хачена и, как уже упоминалось, в 1214 г. построила Соборную церковь Дадиванка. Имя князя Смбата упоминается на хачкарах монастырей Охты ехци и Цера Наатак. аким образом, фрагментарные эпиграфические надписи хачкаров церкви Оцкан Ванк повествуют о событиях XIII — XIV вв.

МОНАСТЫРЬ АМЕНАПРКИЧ

В 3 км к северу от деревни Птрецик, в лесу раскинулось обширное поселение, упоминаемое в литературе Сурб Аменапркич (святого всеспасителя) или, как произносят местные жители, — Пркча Ванк. Сохранились церковь, поселение, обширное кладбище с сотнями надгробных плит и хачкаров, скрытыми под пышной растительностью.

Церковь представляет трехнефную, в плане прямоугольную постройку (размеры 11,3 х 9,7 м), приделы занимают почти половину, молельного зала. Подобное решение среди памятников Нагорного Карабаха единственное. Этим его своеобразие не исчерпывается. Речь идет о двух треугольных нишах в восточной стене, которые тянутся по всей ее высоте. Подобное формообразование не имеет своего аналога во встреченных нами памятниках Нагорного Карабаха. Судя по объемно-пространственному решению, старым обработанным камням, вставленным в стены, можно заключить, что церковь воздвигнута на месте древнего, увенчанного куполом храма.

Кладка южных и западных стен, где имеются дверные проемы, осуществлена из грубоотесанных, а остальная — из необработанных камней. Чистоотесаны пилястры и капители. Белое здание храма среди сплошной зелени представляет весьма эффектное зрелище. Строительная надпись церкви настолько искажена, что невозможно выяснить дату ее сооружения. Первая ее строка полностью стерта, а дата, как известно, обычно указывается в начале надписи. Однако упоминаемые в надписях слова дарпас (дворец-апаранк), вачар (рынок), имена Смпат ишхан, Атанас католикос со всей определен ностью свидетельствуют о том, что мы имеем дело с крупным религиозным и административным центром. Несомненно, он служил резиденцией князю Смбату. Вероятно, во второй половине ХШ века, после убийства князя Хачена Хасана Джалала, княжеский центр из Хоханаберда переместился сюда. В пользу этого говорит также, расположенный недалеко от Цера Наатака Дрбасут Ехци (он так же, как и храм Гандзасара называется Сурб Ованес Мкртич) и надпись «Атанас, католикос Арбаин»1. Католикос Атанас упоминается с 1279 г. в списках католикосов Восточной Армении. Арбаин (по-арабски) означает четыре страны, т.е. Атанас был католикосом четырех стран. На обширном и древнем кладбище поселения Дарбасут сохранились сотни богато орнаментированных хачкаров и надгробных памятников, в которых проявилась неистощимая фантазия, утонченный вкус каменерезов, их понимание декоративности. Эти памятники овеяны духом и колоритом времени их создания.
___________________
1 Арцах, с. 157. 160

Княжеская резиденция Дарбасут, подобно другим средневековым центрам, была окружена мощными крепостными стенами и рядом крепостей. Одна из них Качахакаберд, другая — Гетиери Берд, расположенная у подножья горы Карасун Куйс, а третья — Перт (крепость) находится к югу от нынешней деревни Птрецик, на вершине труднодоступного холма. Почти утеряны следы внутренних построек крепости. Затерян в том числе и подземный проход «джрагохи». Местами просматриваются остатки древних крепостных стен.

Церковь Сурб Степаноса в центре деревни Патара (разрушена) имела трехнефную, прямоугольную в плане композицию (размеры 16,75 х 9,35 м). Сводонесущие пилоны, связующие арки, окаймления проемов осуществлены чистоотесанными, а стены и своды— из белых грубоотесанных камней. Согласно эпиграфической надписи на тимпане портала, церковь была возведена в 1678 г. иереем Саргисом при покровительстве Алавердяна — мелика Хачена. Мы не склонны думать, что на территории и в окрестностях деревни Птрецик нет других памятников. Они, конечно, есть, однако значительная их часть основательно разрушена, скрыта под землей или же затеряна в густых зарослях кустарников. Тщательное изучение этих памятников поможет выявить эпиграфические надписи, которые раскроют новые страницы исторического прошлого древних поселений.

========================================================================

Еще про Патара можно прочитать у моего френда p_a_t_a_r_a

Comments

August 2018

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com